С именами замечательных конструкторов А. А. Волкова и С. А. Ярцева связано создание мощного оружия для советской авиации — крупнокалиберной пушки ВЯ.
Штурмовик конструкции С. В. Ильюшина был запущен в серийное производство осенью 1941 г. , и первые партии самолетов были вооружены, кроме пулеметов и реактивных снарядов, двумя 20- мм пушками ШВАК (Шпитального — Владимирова авиационными крупнокалиберными). Но снаряд этой пушки имел недостаточную начальную скорость. Конструкторы — вооруженцы получили правительственное задание на разработку для штурмовика новых, более мощных авиапушек среднего и крупного калибров.
Включились в эту работу молодые, но уже много успевшие изобретатели А. А. Волков и С. А. Ярцев. Оба они были коренными туляками, но жизнь их складывалась по — разному, и к профессии конструктора — оружейника пришли они разными путями.
Семья Волковых не была связана с оружейным заводом. Волков — старший, выходец из деревни, работал в одном из тульских скобяных магазинов упаковщиком товаров, мать была домохозяйкой. Саша родился 20 октября 1905 г. Небольшой достаток семьи позволил ему окончить только начальную школу. Трудовую жизнь он начал мальчиком в скобяном магазине, где работал до ноября 1918 г.
Саше работа на побегушках не нравилась, была в тягость, и как только появилась возможность, он поступил на учебу в профессионально — техническое училище при патронном заводе. Однако парня тянуло к оружейному делу, и в 1923 г. после многих настойчивых просьб его все — таки и перевели в училище при оружейном заводе. Учился Александр с воодушевлением. Первые два года овладевал тайнами слесарного дела, а потом еще два года получал квалификацию чертежника. И все это непосредственно на заводе, в машиностроительном цехе, в гуще рабочей жизни.
Серьезный и вдумчивый молодой человек, старательно вникавший во все тонкости дела, был замечен: сразу же после окончания училища его зачислили чертежником в конструкторское бюро машиностроительного отдела, а через год перевели на должность конструктора.
Конечно, Волков не сразу стал создавать новые машины. Пришлось поработать на ремонте станков, разрабатывать различные приспособления, проверять рабочие чертежи. Предметом особой гордости Волкова стало его участие в разработке универсального фрезерного станка «Дзержинец».
Александру повезло: в самом начале своего творческого пути он встретился с замечательным человеком, отличным специалистом и добрым наставником, руководителем машиностроительного отдела Г. Г. Куренковым. И как вспоминал впоследствии Александр Александрович, именно в машотделе прошел он хорошую школу инженера — механика и почувствовал вкус к конструкторской работе.
В 1932 г. Волков решил попробовать себя на преподавательской работе и перешел в ФЗУ на должность преподавателя токарного, фрезерного и слесарного дела. Педагогические способности, отменное знание предмета, предельно добросовестное отношение к делу позволили Александру Александровичу успешно справляться с большими нагрузками. Его уважали коллеги и любили ученики. Два года увлеченно обучал он подростков рабочим профессиям, но тяга к конструкторскому творчеству все чаще просыпалась в нем. И в мае 1934 г. по рекомендации Г. Г. Куренкова он переводится в отдел опытных военно — конструкторских работ.
Не имея опыта конструирования оружия, тем более автоматического, Волков предполагал заняться созданием станков и установок для оружия. Но производственные планы далеко не всегда совпадают с личными. Волкову поручили заняться разработкой автоматической винтовки. Как позже признавался конструктор, работа оказалась для него очень тяжелой, приходилось читать много специальной литературы, делать массу расчетов, а главное — необходимо было в кратчайшие сроки приобрести навыки конструктора — вооруженца. Потом Волкову в составе группы молодых конструкторов посчастливилось приобщиться к чрезвычайно важному для укрепления обороны страны делу — вооружению советской авиации. Он участвовал в разработке ряда проектов авиационного оружия.
Но далеко не все, что задумано, удается настолько, чтобы пошло в серийное производство. Конструкторская удача состоит из многих слагаемых. Иногда решающим фактором в достижении успеха является встреча с единомышленником, рождающая творческий союз.
… Они несколько лет работали бок о бок в одном КБ — Волков и Ярцев, — но только в 1937 г. стали соавторами, получив задание на проектирование 20- мм авиационной пушки.
Молодые конструкторы работали много, увлеченно, довольно быстро разработали рабочие чертежи, по которым на опытном производстве их первое детище получило материальное воплощение. Уже опытный образец показал, что они избрали правильный путь. Их пушка отличалась двумя самыми важными качествами: была достаточно простой и одновременно надежной. Руководство дало добро на проведение экспериментальных стрельб, но… дальше этого дело не пошло, из — за неудовлетворительных боеприпасов работа по созданию пушки была временно приостановлена. Оба конструктора остро переживали неудачу, тем более, что она произошла не по их вине. Но Ярцев уверял товарища, что еще не все потеряно, что все невзгоды пройдут. Он — то, Ярцев, знал об этом хорошо, потому что на его долю жизнь отпустила невзгод и несчастий больше, чем на чью бы то ни было…
Родился С. А. Ярцев 2 сентября 1906 года в семье оружейника — полировщика, никогда не имевшего своего угла и постоянно скитавшегося по частным квартирам. Жили бедно, трудно, но родители все же отдали сына в школу. Мальчику нравилось ходить на уроки, но в девятилетнем возрасте с ним произошло несчастье: играя с ребятишками на улице, он упал, разбил в суставе ногу, перенес серьезную операцию и заболел тяжелой болезнью — туберкулезом костей. Два года провалялся Сережа в постели, пока не поправился. Он вновь пошел в шкоду, уже на костылях.
В 1918 г. мать Сережи заразилась тифом от своих выздоравливающих родственников и вскоре скончалась. Отец, сломленный смертью жены, которую любил самозабвенно, стал пить и совсем перестал обращать внимание на Сергея и его сестренку, далёко не всегда они имели возможности вдоволь поесть. В это тяжелое время начал складываться характер Сергея Ярцева. Никакие трудности не смогли заставить его бросить учебу, он закончил школу первой ступени и в 1922 г. поступил во 2- ю профтехшколу при оружейном заводе. Жить стало немного легче, так как в профтехшколе платили стипендию. Четыре года учебы пролетели для Сергея быстро. Он освоил профессию токаря и практиковался по специальности чертежника — копировщика. В начале 1926 г. Ярцев стал оружейником — его приняли на оружейный завод токарем в цех, где делали стволы для ручного пулемета Максима — Токарева.
И трудовая жизнь начиналась для него нелегко, работать пришлось в три смены, и уставал молодой рабочий здорово. Но через несколько месяцев производство ручных пулеметов было свернуто и Сергея зачислили на временную работу во вновь организованное проектно — конструкторское бюро, которым руководил П. П. Третьяков, создатель русского станкового пулемета. Пригодилась тут Сергею полученная в профтехшколе специальность чертежника — копировальщика.
В том же 1926 г. в бюро Третьякова начали разработку крупнокалиберного пулемета по схеме Дрейзе под руководством И. А. Пастухова, ближайшего помощника Третьякова еще со времени постановки на производство станковых пулеметов Максима. В группу разработчиков был включен, как копировщик, и Ярцев. Он проявил любознательность и искреннее стремление к творчеству, его оценили, стали доверять сначала чертежную работу а потом и разработку некоторых деталей.
Как писал сам Сергей Александрович, новое дело ему очень нравилось, но специального технического образования явно не хватало. Тогда Ярцев поступает в вечерний механический техникум и заканчивает его по специальности техник — механик по холодной обработке металлов.
Учеба в техникуме сочеталась с творческой работой. В 1928-1929 гг. шли усиленные поиски лучшего варианта приспособления пулемета Максима для вооружения нашей авиации. Работы в основном проводились на Тульском оружейном заводе, в них участвовали такие уже известные изобретатели, как С. В. Владимиров и А. И. Панов. Отличился же молодой Ярцев. Он набросал свою схему ручки перезаряжания пулемета, показал, конечно же, не без страха, начальству и… получил полное одобрение. После некоторой доработки ее запустили в массовое производство, а Сергей Александрович Ярцев, получив первое творческое крещение, стал конструктором — оружейником. Так что ко времени встречи с Волковым, когда они вдвоем принялись за проектирование авиапушки, Ярцев уже пользовался репутацией удачливого изобретателя.
В 1940 г. несколько ведущих конструкторских организаций страны получили задание на разработку авиационной пушки калибром 23 мм, с начальной скоростью снаряда около 900 метров в секунду и темпом стрельбы 600 выстрелов в минуту. В тульском КБ дело было поручено Волкову и Ярцеву. Изобретатели достали из архива порядком запылившиеся материалы по 20- мм пушке и принялись за проектирование по проверенной схеме. Подготовка проекта, рабочих чертежей и изготовление опытного образца не заняли много времени. Но отработка пушки проходила в очень трудных условиях. Не имели достаточного опыта сами конструкторы, ибо подобные образцы вообще впервые проектировались и изготавливались нашей промышленностью. К тому же новые патроны калибром 23 мм находились еще в стадии опытной доработки, не обладали должной стабильностью при стрельбе. Из — за этого при испытаниях пушки случались затяжные выстрелы и разрывы стволов.
Да и сама пушка, как позже признались авторы, ставила перед ними немало трудных, зачастую казавшихся неразрешимыми задач. Основной задержкой стрельбы был проброс патрона через фиксатор затвора и непостановка патрона на центр ствола. В результате кропотливого труда и тщательных исследовательских работ недостаток этот был ликвидирован.
Были неприятности и с пружинами откатников, предназначенных для уменьшения усилия отдачи. Такие пружины вводились на авиапушках впервые, а значит, надо было тщательно измерить усилие отдачи, чтобы определить необходимые параметры пружины. Но для таких замеров еще не были созданы надежные приборы и не было сколько — нибудь отработанной методики. Начинать конструкторам приходилось практически с нуля. Тем не менее задача была решена, пушка прошла заводские испытания, затем наземные полигонные, и было получено разрешение на установку ее в самолете.
Поскольку к тому времени наши самолеты, для которых предназначалась новая пушка, получившая индекс ВЯ, еще не были запущены в серийное производство, испытания ее проводили на немецкой машине «Мессершмитт -110». Другая жесткость самолетной конструкции повлияла на режим работы амортизаторов, и пушка ВЯ, хоть и была проста по схеме, во время летных испытаний показала свой норов — появились задержки во время стрельбы. После долгого анализа причины неполадки были обнаружены и устранены, и на этом предварительный этап летных испытаний закончился. Казалось бы, до принятия пушки на вооружение и ее массового производства осталось совсем немного времени, но жизнь распорядилась иначе. Примерно в одно время с ВЯ, имевшей ленточное питание, испытывалась пушка конструкторов Таубина и Бабурина с магазинным питанием. Последнее обстоятельство оказало решающее влияние на исход конкурса и после предварительных летных испытаний, система Таубина — Бабурина была принята к производству. ВЯ, как говорится, положили на полку.
Однако дальнейшие испытания серийных пушек Таубина — Бабурина показали, что они не устраивают военных летчиков из — за значительного числа задержек, поломок и прочих недостатков. Последовало правительственное указание о дополнительных испытаниях обеих систем на штурмовике Ил -2.
Волков и Ярцев пережили немало огорчений в течение тех долгих месяцев, пока решалась судьба их детища.
Когда ВЯ была отвергнута, многие говорили, что ее постигнет судьба 20- мм пушки. Только сами конструкторы верили в благополучный исход. И действительно, новые сравнительные испытания все ярче показывали преимущества ВЯ. Но на последнем вылете в результате технической неполадки произошел разрыв пушки. Было от чего опустить руки. Однако конструкторы Волков и Ярцев не смирились с обстоятельствами, а продолжали неутомимо доказывать состоятельность своей системы. В оперативном порядке была проведена доработка детали, из — за которой произошел разрыв, изготовлены два новых экземпляра пушки, и ВЯ успешно закончила повторные испытания в воздухе.
16 мая 1941 г. постановлением правительства авиационная крупнокалиберная пушка системы Волкова — Ярцева была принята на вооружение. Ильюшинские штурмовики, прозванные фашистами «черной смертью» из — за огромной огневой мощи, были вооружены тульскими пушками ВЯ, успешно воевавшими всю Великую Отечественную войну.
Родина по заслугам воздала конструкторам. Они были удостоены почетных званий лауреатов Государственной премии СССР первой степени, награждены орденами Ленина, Отечественной войны и другими государственными наградами,
В музее Военно — воздушных сил СССР одно из самых почетных мест занимает штурмовик Ил -2. Из его крыльев до сих пор еще грозно смотрят тульские пушки конструкторов А. А. Волкова и С. Я. Ярцева.
Г. М. Чуднов
Источники и литература:
Оружие Победы. М. , 1987.